Орехов В.Н. Системы технологий - файл n1.rtf

Орехов В.Н. Системы технологий
скачать (9804.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf80110kb.06.05.2011 23:23скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

В.Н. ОРЕХОВ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЙ


ПРОГРАММА КУРСА, ПРАКТИКУМ,

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ И РАБОТ

Харьков

ИД«ИНЖЭК»

2005

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Задачи изучения курса

Программа курса

Контрольные вопросы

Практические занятия

1. Рациональное использование энергии в системах технологий

1.1 Основные направления рационального использования электроэнергии

  1. Примеры выполнения заданий

  2. Контрольные задания к практическим занятиям

2. Материальный и энергетический балансы технологических процессов

2.1 Технологический баланс, его структура. Материальный и энергетический балансы технологических процессов

  1. Примеры выполнения заданий

  2. Контрольные задания к практическим занятиям

3. Определение выхода, возможного использования вторичных энергетических ресурсов и экономии топлива за счет их применения

3.1 Определение вторичных энергетических ресурсов, их классификация и направления использования

3.2 Примеры выполнения заданий

3.3 Контрольные задания к практическим занятиям

4. Технологические процессы переработки топлив

4.1 Характеристика и классификация процессов переработки топлив

4.2 Примеры выполнения заданий

4.3 Контрольные задания к практическим занятиям

5. Технологические процессы производства химических волокон

5.1 Классификация химических волокон и характеристика процессов их получения

5.2 Примеры выполнения заданий

5.3 Контрольные задания к практическим занятиям

6. Металлы, сплавы

6.1 Свойства, методы обработки, испытание металлов, сплавов. Примеры выполнения заданий

  1. Контрольные вопросы к практическим занятиям

7. Электрохимические процессы

7.1 Характеристика и закономерности электрохимических процессов

  1. Примеры выполнения заданий

  2. Контрольные задания к практическим занятиям

Задания для контрольных работ

Рекомендации по подготовке технологической части дипломных проектов и работ

1. Значение, структура и порядок составления технологической части

2. Консультации и контроль выполнения технологической части

  1. Рекомендации к технологической части дипломных проектов и работ, выполняемых по данным металлургических, угле- и нефтеперерабатывающих производств, производств строительных материалов

  2. Технологические мероприятия, направленные на рациональное использование энергоресурсов совершенствование технологических процессов

  3. Рекомендации технологической части дипломных проектов и работ, выполняемых по данным машиностроительных предприятий

  4. Рекомендации к технологической части дипломных проектов, посвященной обработке деталей на автоматических линиях

  5. Краткая характеристика технологических мероприятий, направленных на совершенствование процесса производства изделия

8. Рекомендации по составлению графической части дипломных проектов и работ

Литература

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Системы технологий» является общеобразовательным курсом. При его изучении студенты получают знания, необходимые для овладения экономическими дисциплинами. Он играет основную роль в формировании фундаментальных технологических знаний.

Программа состоит из 18 тем, в которых рассматриваются основные понятия систем технологий, связь технологии и экономических дисциплин; научный и технический прогресс; сырье, материалы, энергия; качество продукции; важнейшие технологические процессы, их сущность, аппаратурное оформление, сферы применения.

Программа подготовлена в соответствии с современным уровнем развития техники и технологии. Это способствует формированию специалистов, которые могут решать технико-экономические задачи существующих технологий.

Изучение курса осуществляется в процессе проведения взаимозависимых лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы студентов.

Все виды учебного процесса ставят своей целью выработать у студентов логическое технологическое мышление, обратить их внимание на важность для специалистов экономического профиля знаний технологии.

Данный курс основан на экспериментальном материале. Поэтому студенты обязаны пройти лабораторный практикум. На лабораторных занятиях они проводят разделение смесей веществ методами дистилляции; технический контроль сырья и материалов; получают индивидуальные вещества, полимеры; определяют их физическую и физико-химическую константы; с помощью датчиков, вторичных приборов ведут контроль параметров технологических процессов; получают кривые охлаждения многокомпонентных систем; практически знакомятся с методами обработки металлов, получением неразъемных соединений.

По окончании лабораторного практикума студенты сдают зачет, на который представляют журнал с оформленными лабораторными работами.

Совершенствование учебного процесса идет путем увеличения самостоятельной работы студентов. Эта работа делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа проводится в присутствии преподавателя. На занятиях студенты расширяют и углубляют знания по данному курсу, находят ответы на сложные вопросы, которые возникли при изучении отдельных тем. С этой целью они прорабатывают дополнительную литературу, индивидуально выполняют практические задания. Внеаудиторная самостоятельная работа является главным видом учебной работы студентов-заочников. В основном она состоит из проработки материала по учебной литературе, выполнения контрольных работ.

Подготовку к контрольной работе нужно начинать с изучения отдельной части программы курса и закрепления рассмотренного материала путем решения задач. Контрольная работа выполняется в ученической тетради. На титульном листе студенты указывают название курса, свой шифр, адрес (для студентов заочной формы обучения). Ответы на теоретические вопросы нужно давать коротко, но обоснованно. При выполнении задач необходимо излагать весь ход решения, объясняя проведенные преобразования. Каждый ответ необходимо начинать с номера и условия задачи.

Подготовленные контрольные работы студенты-заочники подписывают, указывают дату и направляют в университет. Студенты дневной формы обучения сдают работы преподавателю.

Рецензирование контрольных работ осуществляется преподавателями кафедры, которые проверяют правильность выполнения задач, полноту приведенных ответов. Окончательное решение о приеме контрольных работ преподаватели принимают после собеседования со студентами в период зачетно-экзаменационной сессии.
ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса студенты должны знать:

? определение технологии как науки; цель курса; взаимное влияние технологии и экономических взаимоотношений; основные понятия курса «Системы технологий»; классификации областей промышленности в зависимости от элементов затрат в себестоимости продукции, экономическое назначение продукции по принципу влияния на предметы труда;

уметь:

Тематический план курса с распределением учебного времени по темам и формам занятий



1

2

3

4

5

6

Тема 6. Высокотемпературные процессы в производстве черных и цветных металлов

4

2

3

2

11

Тема 7. Высокотемпературные процессы в производстве строительных материалов, при переработке топлива и нефти в химической промышленности

4

2

3

2

11

Тема 8. Электрохимические процессы

4

2

2

2

10

Тема 9. Каталитические процессы

4

2

2

2

10

Тема 10. Процессы, идущие под давлением

4

2

2

2

10

Тема 11. Биохимические, фотохимические, радиаци-онно-химические, плазмо-химические процессы

4

2

2

2

10

Тема 12. Физические процессы систем технологий

4

2

2

2

10

Тема 13. Электрофизические методы обработки

4

2

2

2

10

Тема 14. Основы технологии машиностроения. Подготовка производства

4

2

2

2

10

Тема 15. Производство заготовок методами литья, обработка их в детали

4

2

2

2

10

Тема 16. Методы пластической деформации

4

2

2

2

10

Тема 17. Неразъемные соединения

4

2

2

2

10

Тема 18. Технологические процессы сборки деталей в готовые изделия

4

2

2

2

10

ИТОГО

70

34

34

34

172


ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ

КУРСА «СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЙ»
Возникновение технологии и превращение в самостоятельную область знаний. Достижения фундаментальных наук - основа для осуществления процессов технологии. Требования к экономистам, выдвигаемые при изучении технологии: знание технических категорий, процессов, закономерностей развития систем технологий. Трактование понятия «технология». Взаимное дополнение трактований понятия «технология».

Определение технологии как науки. Условное выделение отдельных технологий (механической, химической и др.).

Возникновение отраслей промышленности в результате общественного разделения труда. Определение отрасли. Комплексные отрасли. Классификация отраслей в зависимости от экономического назначения продукции по принципу влияния на предметы труда.

Задачи экономистов, вытекающие из знания систем технологий.

Отображение субъективной деятельности человека в технике и технологии. Воплощение в технических средствах труда факторов роста производительных сил человека (квалификации, развития науки, оснащенности производства). Технологический способ производства. Стимулы развития технологии.

Взаимное влияние экономических отношений и технологии. Пути влияния технологии на развитие общества. Место «науки -техники - технологии» в системе социальных отношений. Решающее влияние уровня технологии на экономические показатели производства.
Тема 2. ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ КУРСА
2.1 Технический процесс и техническая система. Закономерности

их развития

Необходимость обобщенного подхода к изучению технологии. Сходство процессов многих производств, реакций, которые лежат в их основе.

Понятия «система», «техническая система». Классификация систем. Функционирование и структура системы. Вход, выход, окружение системы. Системы типа «объект» и типа «процесс».

Процесс преобразования, его определение и характеристика. Системы преобразования. Воздействия на процесс преобразования. Элементы системы преобразований. Технический прогресс -разновидность системы преобразования. Понятие обобщенного технического процесса. Детализация технического процесса на подпроцессы, операции. Понятие «операция». Рабочие операции. Технология - основа технического процесса. Основные и обобщенные операторы технического процесса.

Оценка технических процессов. Показатели ценности свойств технических процессов: технические, экономические. Эффективность технических процессов. Укрупненная оценка и сравнение технических процессов. Способы представления технических процессов.

Технические системы, их характеристика. Технические и целевые функции технических систем. Классификация и категории свойств технических систем. Техническая, экономическая и потребительская ценность. Категории сложности технических систем.

Этапы создания, использования технических систем. Стадии подготовки и проектирование технических систем; испытание, оценка экспериментального образца; корректирование технической документации; подготовка производства; производство.

Эволюция технических систем. Понятие «техническийуровень». Влияние технического процесса на длительность использования технических систем. Роль сырья; формирование потребностей в процессе эволюции технических систем.

Влияние сложности технических систем на объемы научно-исследовательских и конструкторских работ. Сотрудничество стран в области научных исследований и его влияние на эффективность исследований.

Управление процессом развития технических систем. Два аспекта управления.
2.2 Производственный и технологический процессы

Понятие «производственный процесс». Выделение в производственном процессе основных и вспомогательных процессов. Технологический процесс - основа производственного процесса. Структура и способ представления технологического процесса.

Процессы, лежащие в основе способов переработки сырья: механические, физические, химические.

Классификация технологических процессов по способу организации технологического процесса, видам используемого сырья, кратности обработки сырья. Периодические, непрерывные, комбинированные процессы, их характеристика, примеры использования в отраслях промышленности. Преимущества непрерывных технологических процессов. Процессы с разомкнутой технологической схемой, циркуляционные процессы, комбинированные процессы, их особенности, пути применения в системах технологий.

Экономия сырья, материалов, энергии в результате циклических процессов. Процессы, лежащие в основе создания малоотходных, безотходных, энергоемких технологий.

Понятие «технологический баланс», его структура. Материальный и энергетический (тепловой) балансы. Методика составления балансов. Использование результатов материального и теплового балансов для эффективного проведения технологических процессов, при разработке мероприятий по совершенствованию работы оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, по созданию новых производств.

Необходимость технико-экономического анализа технологических процессов. Понятие полной себестоимости. Структура себестоимости. Заводская себестоимость. Классификация затрат для изготовления продукции. Применение расходных норм из материального и теплового балансов для составления калькуляции себестоимости единицы продукции.

Классификация отраслей промышленности в зависимости от роли отдельных элементов затрат в себестоимости продукции (трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, фондоемкие, смешанные).

Важность анализа структуры себестоимости для выявления резервов производства, интенсификации технологических процессов, путей снижения себестоимости. Влияние совершенствования технологии на снижение себестоимости, повышение качества продукции.

Понятие «качество продукции». Факторы, влияющие на качество продукции. Недопустимость повышения качества продукции за счет ухудшения экологических, эстетических и гигиенических условий производства. Роль стандартов в повышении качества продукции. Типы стандартов в зависимости от сферы действия, области распространения. Стандарты на продукцию серийного и массового производства.

Тины производств. Характеристика единичного, серийного, массового производства. Особенности технологических процессов этих производств. Технический контроль изделий в производстве. Технический контроль изделий в производстве. Сравнение себестоимости продукции разных типов производств.
Тема 3. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ЕГО СУЩНОСТЬ И РОЛЬ

В ЭКОНОМИКЕ
Эволюционные и революционные стадии развития технических средств технологий.

Понятия «технический прогресс», «техническая революция». Связь технического прогресса с развитием науки. Двустороннее взаимодействие науки и технологии. Научный прогресс. Понятие «технологический сдвиг». Осуществление научного прогресса за счет технологического сдвига. Влияние научных открытий на развитие технологии. Особенность современного этапа развития науки, техники, технологии. Превращение технической революции в научно-техническую революцию (НТР). Понятие «научно-технический прогресс» (НТП). Основные тенденции НТП.

Взаимосвязь между развитием и формированием технических систем, технологий. Системообразующая роль технического развития.

Сущность принципа «переломных точек» в развитии технологии. Связь поворотной точки в технологии с приспособлением технологии к условиям применения. Примеры «переломных точек» в развитии технологии. «Переломная точка» в технологии - кульминация предшествующих технологических сдвигов.

Технологические нововведения. Понятие «изобретение», «нововведение», их расхождения. Возникновение нововведений. Схемы механизма инновационной деятельности. Пространственные и временные аспекты инновационной деятельности. Определение инновационной деятельности в разных отраслях промышленности.

Самоорганизация - сущность эволюционных процессов. Особенность эволюционных процессов. Системный характер эволюционных изменений. Изменение системы геометрически и функционально. Масштаб технологии и технических систем. Связь между материалом и масштабом систем.

Три процесса эволюции систем: «правило шести десятых» (капитальные затраты пропорциональны производственной мощности в степени две третьих). Тенденция эволюционного процесса к самогенерации, самоограничению. Эволюционный характер инновационной деятельности.

Принцип «созидательного симбиоза». Соединение разных технологических систем и технологий в одной технологии, системе. Влияние симбиотических отношений на развитие техники, технологии.

Технологические циклы. Происхождение и типы технологических циклов в истории технологии. Технологические нововведения - причина колебаний экономического развития.

Ступенчатый процесс развития технологии. Примеры циклического развития технологии в машиностроении, нефтехимии.

Диффузия технологии. Диффузия технологии как процесс замещения существующей технологии. Изменение конструктивных и эксплуатационных свойств нововведения в процессе внедрения. Диффузия технологии - многомерный процесс. Конкурентная борьба между новой и применяемой технологиями.

Долгосрочные аспекты развития технологии. Различие темпов технического прогресса в разных отраслях. Значение практического опыта в развитии технологии. Влияние «возраста» и величины капитала на возможности технологического прогресса.

Связь между новой технологией и спросом. Спрос на технологию как стимул технического прогресса.

Направление НТП в производстве орудий труда. Связь между увеличением единичных мощностей и производительностью труда> удельными капиталовложениями, себестоимостью продукции. Понятия «комплексная механизация», «частичная», «комплексная», «полная» автоматизация производства. Необходимость ликвидации диспропорции в механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов.

Невозможность автоматизации производства без применения ЭВМ. Влияние развития технологии на создание новых ЭВМ на многоразрядных микропроцессах. Возможность полной автоматизации процессов от научных исследований к технологической подготовке производства, выпуска продукции. САПР, САНИ, АСУТП - примеры использования.
Тема 4. СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ, ТОПЛИВО, ЭНЕРГИЯ.

ЗНАЧЕНИЕ ИХ ДЛЯ СИСТЕМ ТЕХНОЛОГИЙ
4.1 Сырье и материалы

Понятие «сырье». Краткая характеристика и классификация природного и искусственного сырья. Основное и вспомогательное сырье и материалы. Понятие «полуфабрикаты».

Классификация сырья в зависимости от источника происхождения.

Минеральное ископаемое сырье: рудное, нерудное, горючее. Понятия «полезные ископаемые», «промышленные металлические руды». Классификация металлических руд по числу содержащихся в них металлов, химическому составу минерала, химическому составу пустой породы, по назначению.

Нерудное сырье - источник получения неметаллов, солей, минеральных удобрений, строительных материалов. Важнейшие виды нерудного сырья. Характеристика горных пород и их классификация.

Горючее сырье, топливо. Классификация топлива по агрегатному состоянию, происхождению. Состав топлива: горючая и негорючая массы. Твердое топливо, его характеристика. Нефть: ее классификация и свойства. Попутные газы нефтедобычи, значение их как топлива и сырья для химической промышленности. Природные газы. Состав и свойства газообразного топлива.

Добыча полезных ископаемых. Разведка полезных ископаемых: оценка месторождений полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых. Подземная (шахтная) и открытая добыча полезных ископаемых. Выбор способа и добычи полезных ископаемых. Новые методы геотехнологии.

Разработка нефтяных и газовых месторождений.

Характеристика и источники растительного и природного сырья. Особенности этих видов сырья. Замена растительного и животного сырья продуктами химической промышленности.

Предварительная подготовка сырья. Процессы подготовки. Обогащение сырья. Цель обогащения. Методы обогащения сырья: механические, физико-химические, химические.

Понятие «качество сырья». Влияние качества сырья на технологию. Качество основного сырья, вспомогательных материалов -материальная основа качества продукции.

Комплексное использование сырья. Влияние характера использования сырья на технико-экономические показатели производства, методы рационального использования сырья. Влияние правильного выбора сырья на снижение себестоимости продукции, повышение его качества. Комплексная переработка сырья - один из путей интенсификации производства. Комплексные месторождения полезных ископаемых. Связь комплексного использования сырья с системами технологий.
4.2 Вода и энергия

Вода, ее значение для системы технологий. Питьевая и промышленная вода. Характеристики качества воды. Жесткость воды (временная, постоянная, общая). Классификация природных вод в зависимости от содержания ионов кальция, магния и по происхождению. Требования к питьевой и промышленной воде.

Промышленная водоподготовка, ее назначение. Методы водоподготовки. Умягчение, обессоливание - основные методы водоподготовки. Физические, физико-химические, химические способы умягчения воды.

Производственные и бытовые сточные воды. Способы очищения сточных вод: механические, физико-химические, химические, биохимические. Сущность методов. 11рименение комбинации методов.

Рациональное использование воды. Необходимость уменьшения удельного потребления воды. Организация повторного и оборотного водоснабжения на предприятиях, их значение для системы технологий.

Энергия. Источники энергии Земли. Неистощимые, невосполнимые источники. Виды энергии, применяемые в промышленности: электрическая, ядерная, тепловая, химическая.

Световая энергия Солнца, ее использование в системе технологий. Геотермальная энергия, пути применения в промышленности. Энергия морских приливов.

Энергоемкость технологических процессов. Расход энергии -показатель энергоемкости системы технологий. Примеры энергоемких технологий и малоэнергоемких производств.

Показатели технического роста производства и экономного использования: снижение энергоемкости и материалоемкости. Коэффициент использования энергии.

Вторичные энергетические ресурсы (ВЭР). Виды ВЭР и направления их использования. Экономия топлива за счет ВЭР. Примеры технологических процессов, в которых расход топлива полностью компенсируется за счет утилизации ВЭР.

Загрязнение окружающей среды в результате выработки энергии. Направления снижение выбросов в атмосферу, водоемы. Организация очистки вод после энергоустановок. Пути использования твердых отходов, образующихся при работе энергоустановок. Экологически чистые установки.
  1   2   3   4   5   6   7
Учебный материал
© shr.receptidocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации